Архитектура, строительство, экспертиза, проектирование

Новости

15.06.2017
Опубликованы результаты конкурса инвестпроектов ВИЭ на 2018 - 2022Опубликованы результаты конкурса инвестпроектов ВИЭ на 2018 - 2022

21.03.2017
Извещение ЦУЗ ОАО «Интер РАО» о признании выигравшим предложения ООО «ИНЦЭБ» Разработка ПСД для нужд ООО «БашРТС».Извещение ЦУЗ ОАО «Интер РАО» о признании выигравшим предложения ООО «ИНЦЭБ» Разработка ПСД для нужд ООО «БашРТС».

17.03.2017
Совещание в МПИП РБ по выбору перспективных площадок СЭС на юго-западе РеспубликиСовещание в МПИП РБ по выбору перспективных площадок СЭС на юго-западе Республики

Наши партнёры

ХК "Башбетон"

ООО "Солар Системс"

ООО "Хевел"

ОАО "Тюменьэнерго"

РАО ЕЭС Востока

ООО "БГК"

ООО "БашРЭС"

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕКТОРА ПРОЕКТНЫХ УСЛУГ

 УДК 658.512.22

 
К.Н. БРЕЗГИН 
ФГБОУ ВПО УГАТУ, ООО «Инженерный центр энергетики Башкортостана»
 
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕКТОРА 
ПРОЕКТНЫХ УСЛУГ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
 
   Отрасли энергетики, являющиеся одними из важнейших отраслей промышленности, в период командно-административной экономики находились в стадии постоянного развития, модернизации и обновления действующих производственных мощностей. Внимание к этим отраслям определялось как их значимостью для производства, так и их социальной ролью, заключающейся в обеспечении территорий и населения различными видами тепло- и энергоресурсов. Немаловажную роль в данном процессе играла поддержка государства, заинтересованного в обеспечении бесперебойного функционирования предприятий тепло- и энергоснабжения, обновлении производственного аппарата энергетики и осуществлении качественного и эффективного проектирования новых производственных мощностей. 
   Для реализации поставленных задач поддержания материально-технической базы энергетики на требуемом уровне в СССР существовало небольшое количество проектных организаций, занимающихся разработкой технологических решений для каждого типа производства: как для производства и передачи электрической и тепловой энергии, так и для производства и передачи продуктов нефтяной и химической промышленности. При этом была создана сеть проектных организаций, включающая в себя головные проектные институты (например, такие как ТЕПЛО-ЭЛЕКТРОПРОЕКТ, ВНИПИЭнергопром, Союзводоканалпроект и др.) и их филиалы и отделения, число которых было достаточно значительно и  относительно равномерно распределено по территориям. Данная схема обеспечивала потребности заказчиков – предприятий и организаций электроэнергетики – и, соответственно, сокращало сроки проектирования и введения объектов. 
   Специализированными проектными организациями было разработано значительное количество типовых серий и решений как по отдельным технологическим и строительным узлам, так и по целым объектам (котельным и электростанция определенных уровней мощностей). 
   Это обеспечивало унификацию проектных решений по и, как следствие, снижение издержек по их применению при разработке рабочих чертежей. Благодаря типовой нормативно-технической документации практически отсутствовал дефицит в проектно-технических решениях и, соответственно, в проектных организациях. 
  Кроме того, значительная часть инженерного персонала, разрабатывающая проектные (не конструкторские) решения в отделениях, была включена в состав проектных бюро заводов-изготовителей самого генерирующего оборудования (например, Ленинградского металлического завода), а также в состав организаций, эксплуатирующих данное оборудования (например, проектно-конструкторские отделения и бюро, группы по организации ремонтных работ и др.). Тем самым была создана и функционировала устойчивая система оказания проектных услуг, которая в достаточно полной мере удовлетворяла потребности заказчиков. 
  В переходный период (времена перестройки, развала СССР и 90 - х годов) экономика (и, особенно, ее промышленные отрасли) в значительной степени подверглись деградации. Резко снизился ввод новых мощностей и объем инвестиций в обновление действующих производственных мощностей. При перестройке экономики на рыночные основы хозяйствования инженерно-технический персонал государственных проектных организаций перешел либо в частный (рыночный) сектор оказания проектных услуг, либо в другие сферы экономики (например, маркетинг и менеджмент), что было связано с сокращением объемов проектных работ, дефицитом заказов (объектов) и проводимыми реорганизациями проектных институтов. В среднем по стране их численность сократилась в 4 раза [1].
  В результате, новое оборудование практически не разрабатывалось, что в значительной степени обусловило проникновение на отечественный рынок импортного оборудования. К 2000-м годам развитие экономики стабилизировалось, что требовало ввода новых и модернизацию действующих мощностей. При этом немалое количество генерирующего оборудования электроэнергетического и промышленного сектора экономики находилось на консервации и в простое по причине отработанного ресурса (уже неоднократно продленного) и также требовало работ по обновлению.
  В данные секторы экономики возросли отечественные и зарубежные инвестиции. При этом, большое внимание уделялось реконструкции существующих действующих объектов и внедрению в производство импортного оборудования и технологий.   При проектировании снизилась необходимость в применении существующих типовых серий и узлов, в большей степени – для тепломеханических и технологических решений объектов. Большинство объектов в технологическом плане требовало индивидуальной проработки, в связи со следующими факторами:
внедрением новых технологий (комбинированный парогазовый цикл производства электрической и тепловой энергии);
техническими особенностями нового оборудования;
месторасположением объектов относительно потребителей продукции и ресурсов;
сменой источников и видов ресурсов (перевод ТЭС и котельных с угольного топлива на газообразное и жидкое);
анализом и проработкой предлагаемых технических решений (стадии ТЭО и ОТР);
введением новой нормативно-технической документации и иных стандартов (постепенный переход топлива для транспорта на Евро-4);
дополнительными требованиями заказчиков, касающимися технических аспектов выполняемых проектных работ (согласованием технологических схем существующих или новых объектов, типов и поставщиков оборудования и арматуры, тип изоляции и др.).
  Вышеуказанные факторы явились предпосылкой создания большого количества частных фирм на рынке проектных услуг. С учетом сокращения количества государственных проектных институтов и низкой заработной платой их сотрудников появление этих фирм и их выход на рынок проектных услуг является объективно обусловленным и с точки зрения удовлетворения существующих потребностей в проектных услугах может рассматриваться вполне оправданным. 
  При этом возникают следующие проблемы и особенности развития, присущие настоящему этапу становления рынка проектных услуг.
  Во-первых, появление большого количества мелких проектных организаций. Если в 1990 г. в стране функционировало около 1800 проектных институтов с численностью персонала более 800 тыс. человек, то к 2003 г. в России уже имелось свыше 10 тысяч организаций, имеющих лицензию на проектирование объектов строительства с общим количеством работающих порядка 240 тыс. человек [1]. 
  В принципе, тенденция увеличения количества субъектов рынка с точки зрения усиления конкуренции может рассматриваться как позитивное явление. Но в настоящее время особенно стремительно возрастает количество так называемых «фирм однодневок» с малой численностью персонала, которые в большинстве случаев выигрывают тендеры (объекты), выставляя свои заявки на проектирование объекта с заниженными стоимостями работ. При этом опыт выполнения аналогичных работ в большинстве случаев играют незначительную роль для выбора проектировщика. Для данных фирм прибыль от выполнения работ (не всегда качественно выполненных) естественно будет высока. Такие фирмы чаще всего не имеют собственной материально-технической, информационной и кадровой базы. На выигранный заказ фирмы набирают проектировщиков по индивидуальным трудовым соглашения соглашениям из крупных проектных организаций. 
  При этом частным фирмам не приходится оплачивать на подготовку этих работников, обеспечивать их всей необходимой для проектирования инфраструктурой. Часто применяются методы теневой экономики и недобросовестной конкуренции. Выполнив крупный заказ, фирма может не найти другой и, как следствие, прекратит свое существование (переименуется в другую или войдет в состав более крупной). Такая политика частных малых фирм по отношению к проектным организациям с крупной численностью персонала (как инженерно-технического, так и административно-руководящего) однозначно является  негативной. Как следствие, происходит «переток» персонала в другие организации с более высоким уровнем заработной платы.
  Во-вторых, в современных рыночных условиях некоторые организации нередко работают по принципу «выиграй тендер – отдай на субподряд». Несмотря на данное решение, предприятие, заключая договор субподрядных работ, все равно будет иметь незначительную прибыль, суммарная величина которой по всем объектам позволяет получить немалый доход. При этом возникают разного рода ситуации, которые дестабилизируют рынок проектных услуг. В числе причин возникновения этих ситуаций могут быть обозначены следующие:
себестоимость выполняемых работ выше прибыли ввиду высокого уровня заработной платы или большого количества штата работников;
мелкие проектные организации не в силах выполнить необходимый объем работ в указанные сжатые сроки проектирования;
в проектных фирмах отсутствует собственный квалифицированный персонал;
техническая сложность проектируемых объектов невысока, что предприятиям выгоднее «отдать» данную работу проверенной партнерской фирме на субподрядные работы и др.
   Вышеуказанный процесс приводит к увеличению количества малых проектных организаций в ущерб качеству выполняемых ими проектных работ. 
  В-третьих, возрастает количество фирм, осуществляющие как проектно-изыскательские, строительно-монтажные, так и пуско-наладочные работы «под ключ». Благодаря такой структуре значительно снижаются сроки ввода объекта в эксплуатацию ввиду сокращения бюрократических процессов между исполнителями тех или иных работ (официальная переписка, ведение протоколов и совещаний и т.д.). В данном направлении работают как производители, так и поставщики оборудования, которые либо имеют в своем штате инженерно-технический персонал, способный выполнять проектные работы, либо по данным видам работ оформляются договора на субподрядные. Имеются случаи выполнения проектных работ нелегально наемными работниками из других организаций.
  В-четвертых, увеличение количества фирм на рынке проектных услуг связано также со спецификой выполняемых ими работ. Крупная проектная организация имеет в своем штате большое количество специалистов, которые выполняют соответствующие разделы документации (технологические, строительные, электротехнические решения, разделы инженерных систем и др.). Мелкие проектные фирмы способны выполнить только определенные разделы проекта в силу отсутствия квалифицированного инженерно-технического персонала, допуска к определенным видам работ (в частности, имеет место отсутствие свидетельства СРО [2, 3]) и ряда других факторов.
  Вышеуказанные проблемы развития рынка проектных работ актуальны как для проектных организаций, всего рынка в целом, поскольку каждая проектная организация пытается выработать рациональные стратегии и варианты поведения на рынке, которые могут выступать в качестве предпосылок их успешной работы. Практическая реализация этих стратегий позволит обеспечить рост уровня и качества оказания проектных услуг и будет способствовать росту эффективности функционирования как отраслевого, так и территориального сегментов экономики.

Cоздание сайта
Akoval.ru

(С) 2016 ИНЦЭБ - ООО «Инженерный центр энергетики Башкортостана»

450006, Республика Башкортостан, Уфа, улица Айская, д. 46.
 (347) 269-40-59, факс (347) 241-66-23 
email: office@inceb.ru